Полеты в силе лоу-кост и налегке

15 января 2013

Правительством России в конце прошлого года одобрен целый план мероприятий по развитию конкуренции и совершенствование антимонопольной политики. Фактически это своего рода дорожная карта, которая содержит системные меры, которые качественно улучшат ситуацию в экономике. Один из разделов этого документа напрямую посвящен рынку авиаперевозок.

В частности, предполагается, что уже в текущем году в России появится одна низкобюджетная авиакомпания. Скорее всего, это будет подразделение «Аэрофлота», руководители которого ранее заявляли о готовности развивать сверхдешевые перевозки. Напомним, что две существовавшие в России авиакомпании-лоукостеры обанкротились. Одна действовала с 2006 года и базировалась во Внуково (Sky Express), а другая («Авианова») – с 2009-го в Шереметьево. В «Аэрофлоте» обещают учесть негативный опыт предшественников и не допустить совершенных ими ошибок. А в 2014 году «на помощь» крупнейшему отечественному перевозчику в этом сегменте придут еще две авиакомпании.

При этом борьба за пассажиров в аэропортах страны станет жестче во всех сегментах, так как, например, на рынок международных перевозок будут допущены новые игроки, что поможет сдержать рост цен на билеты и увеличить число маршрутов.

Ранее сообщалось, что Минтранс в феврале выпустит приказ об обеспечении конкуренции на международных маршрутах и обеспечении прозрачности в процедуре допуска на них. Как сообщили «Гудку» в пресс-службе министерства, такие критерии по допуску авиаперевозчиков на международные маршруты находятся в стадии разработки и пока действуют старые правила. «Рынок международных перевозок наиболее конкурентный и многие авиакомпании хотят на него попасть. Цель состоит в том, чтобы упростить процедуру допуска и сделать ее более справедливой. Однако новые критерии пока только обсуждаются и на этот счет существуют разные позиции», – заявили в пресс-службе Министерства.

Например, в одних авиакомпаниях ратуют за то, чтобы приоритет отдавать тем из них, у которых в наличие имеются суда отечественного производства. А другие, наоборот полагают, что предпочтение должно отдаваться тем перевозчиками, у которых мощные международные позиции и обширная география полетов. Поэтому среди авиаперевозчиков единства нет. «Хотя мы обращались к ним с просьбой о том, чтобы они представили свою консолидированную позицию по этому вопросу – перевозчики не смогли этого сделать. К тому же у разных ведомств, включая Минфин и Минэкономразвития, разные взгляды на критерии допуска. Поэтому говорить о сроках выпуска такого приказа пока рано», – резюмировал представитель пресс-службы Минтранса.

Предполагается, что снизить издержки для авиакомпаний поможет лучший контроль за ценами на заправку лайнеров и прием на работу в авиакомпании пилотов-иностранцев. Последняя мера, уточнили в Минтрансе, сейчас обсуждается с профсоюзом летного состава.

Будут приняты и меры, которые непосредственно касаются граждан. Так, в каждом крупном аэропорту будет не менее двух поставщиков сопутствующих услуг пассажирам. А клиенты авиакомпаний поучат возможность покупать более дешевые «невозвратные» билеты, без продажи которых затея с компаниями-лоукостерами изначально обречена.

Правда, ради этого придется забыть о бесплатном питании на борту и возможности помимо ручной клади взять с собой в полет еще 10 кг груза. С августа таких «бонусов» больше не будет.

Председатель правления конфедерации обществ защиты прав потребителей Дмитрий Янин опасается, что новые возможности для авиакомпаний снизить свои издержки не обязательно приведут к честной конкуренции за пассажира. «Многое будет на совести самих авиакомпаний. Когда они сделают платными еду и багаж, то не обязательно снизят цены на авиабилеты. Сейчас говорят, что снизят, но верить этому – пока достаточных оснований нет», – заявил «Гудку эксперт.

Но другие эксперты считают, что в условиях обострившейся конкуренции компании вряд ли будут злоупотреблять возможностью не кормить пассажиров и не возить бесплатно их багаж. Ведь стоимость питания на борту составляет менее 5% цены билетов, и сегодня по законодательству минимальный вес бесплатного багажа не может быть ниже 9 кг, тогда как авиакомпании предлагают возить 15-20 кг.

По мнению Романа Гусарова из Avia.ru, для авиакомпаний, которые оказывают услуги пассажирам на магистральных линиях, набор услуг и сервис слишком важны в конкурентной борьбе, чтобы этим поступаться. А вот на небольших расстояниях вполне возможно отказаться от питания и провоза багажа бесплатно. «На многих региональных и местных линиях дополнительное навязывание таких услуг излишне. Поэтому появится возможность снизить стоимость билетов для пассажиров», – полагает эксперт.

 

Источник Гудок

Регистрация