ОБ УСТАНОВЛЕНИИ СРОКОВ ГОДНОСТИ НА ТОВАРЫ

 

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ

ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

 

ПИСЬМО

от 7 марта 2006 г. N 0100/2473-06-32

 

О РАЗЪЯСНЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ

ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

В связи с поступающими запросами относительно неоднозначного трактования отдельных положений действующего законодательства по вопросам, относящимся к компетенции Роспотребнадзора, а также в целях формирования единой правоприменительной практики Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека считает необходимым довести до сведения территориальных управлений нижеследующие разъяснения.

 

Вопрос 8. Об установлении сроков годности.

Как известно, в основе последних изменений, внесенных в Закон РФ "О защите прав потребителей" Федеральным законом от 21.12.2004 N 171-ФЗ, среди прочего лежала необходимость приведения отдельных его положений в соответствие с требованиями Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".

С учетом сферы применения названного законодательного акта (ст. 1), принятых в нем основных понятий (ст. 2), принципов технического регулирования (ст. 3), целей принятия технических регламентов (ст. 6), а также положений п. 2 ст. 4, соответствующие изменения были внесены, в частности, и в п. 4 ст. 5 Закона РФ "О защите прав потребителей".

Суть этих изменений сводится к исключению ранее действовавшей новеллы о том, что Правительство Российской Федерации утверждает перечень товаров, которые по истечении срока годности считаются непригодными для использования по назначению (см. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.06.1997 N 720).

Поскольку согласно п. 4 ст. 5 Закона РФ "О защите прав потребителей" на продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары изготовитель обязан устанавливать срок годности - период, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению, вышеназванный перечень фактически определял ту номенклатуру продукции, в отношении которой изготовитель должен был следовать указанной императивной норме, предписанной законом.

Положения по тому же вопросу, во многом аналогичные содержащимся в Законе РФ "О защите прав потребителей", предусмотрены и в Федеральном законе от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", согласно ст. 16 которого при разработке новых пищевых продуктов индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны устанавливать сроки годности на те из них, качество которых по истечении определенного срока с момента их изготовления ухудшается, которые приобретают свойства, представляющие опасность для здоровья человека, и в связи с этим утрачивают пригодность для использования по назначению.

При этом и тот и другой закон содержит нормы (п. 5 ст. 5 Закона РФ "О защите прав потребителей", п. 2 ст. 3 ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов"), ограничивающие (запрещающие) оборотоспособность (продажу) товаров по истечении установленного срока годности, а также товаров, на которые должен быть установлен срок годности, но не установлен (в последнем случае запрет касается пищевых продуктов, в отношении которых установление сроков годности является обязательным в силу соответствующих положений ст. 16 ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов").

Учитывая, что вопрос определения сроков годности на товары, напрямую связанный с защитой жизни и здоровья граждан и их безопасностью, входит в сферу применения ФЗ "О техническом регулировании", т.е. касается правового регулирования отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции и процессам ее реализации, которые являются объектами технического регулирования, его практическое разрешение должно осуществляться в рамках принятия соответствующего технического регламента.

Такой технический регламент в конечном итоге и должен содержать исчерпывающий перечень продукции, в отношении которой установление срока годности является обязательным требованием, как это предусмотрено п. 3 ст. 7 ФЗ "О техническом регулировании".

Учитывая же, что в настоящее время указанный технический регламент отсутствует, Роспотребнадзор в контексте соответствующих положений п. 1 ст. 46 ФЗ "О техническом регулировании" считает, что требования, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.1997 N 720 (т.е. нормативным правовым актом, соответствующим целям и принципам технического регулирования), являются обязательными и в этой связи могут служить объектами соответствующего государственного контроля (надзора). При этом, по мнению Роспотребнадзора, вопрос о сроке признания Постановления Правительства Российской Федерации от 16.06.1997 N 720 утратившим силу необходимо ставить в зависимость от сроков разработки и утверждения соответствующего технического регламента.

Что касается товаров, поименованных в п. 4 ст. 5 Закона РФ "О защите прав потребителей", но не вошедших в перечень, утвержденный вышеназванным Постановлением Правительства Российской Федерации, то в отношении новых пищевых продуктов, подлежащих государственной регистрации (ст. 10 ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов"), вопрос установления сроков годности должен решаться изготовителем с учетом соответствующих требований ст. 16 ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" и отражаться в технических документах, требования которых в указанной части после их утверждения становятся обязательными для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по изготовлению и обороту конкретных видов пищевых продуктов.

В отношении же всех иных товаров положения п. 4 ст. 5 Закона РФ "О защите прав потребителей" (с учетом соответствующих требований ст. 4 и ст. 7 ФЗ "О техническом регулировании"), по мнению Роспотребнадзора, не должны носить обязательный характер и являться предметом государственного контроля и надзора в рамках административного регулирования соответствующей деятельности изготовителей продукции.

Однако данное обстоятельство ни в коей мере не должно ущемлять или ограничивать (с точки зрения гражданско-правовой ответственности продавцов и изготовителей) право потребителей на возмещение имущественного вреда за вред, причиненный вследствие недостатков товара, закрепленное ст. 14 Закона РФ "О защите прав потребителей". И в этой связи каждый хозяйствующий субъект при решении вопроса об установлении срока годности должен иметь в виду, что если на товар должен быть установлен в соответствии с п. 4 ст. 5 указанного Закона срок годности, но он не установлен, либо потребителю не была предоставлена полная и достоверная информация о сроке годности, либо потребитель не был проинформирован о необходимых действиях по истечении срока годности и возможных последствиях при невыполнении указанных действий, либо товар по истечении этого срока представляет опасность для жизни и здоровья, вред подлежит возмещению независимо от времени его причинения.

 

 

 

 

Прошу учесть вышеизложенную информацию при осуществлении деятельности, связанной с реализацией возложенных на Роспотребнадзор функций по контролю в области защиты прав потребителей и на потребительском рынке.

 

Руководитель

Г.Г.ОНИЩЕНКО

Регистрация