Банки раскроют все комиссии

1 августа 2015

Рассказать о всех скрытых комиссиях и взять у клиента письменное согласие на них обяжут банки. Такое требование содержится в проекте поправок в закон «О банках и банковской деятельности». Юристы идею поддерживают, а некоторые банки сочли, что это лишь увеличит бумажную волокиту.

Выложить все карты на стол перед клиентом обяжут банки. Перед оказанием финансовой услуги клиента должны будут письменно предупредить о всех включенных платежах. И лишьр в случае согласия он ставит свою личную подпись. Такая норма включена в проект поправок в закон «О банках и банковской деятельности», сообщают «Известия».

«Кредитная организация обязана до совершения банковской операции предоставить клиенту информацию о размере комиссионного вознаграждения, установленного кредитной организацией и взимаемого ею за совершение соответствующей операции, либо об отсутствии такого вознаграждения, а также указать размер и состав расходов, которые понесет данный клиент в результате совершения соответствующей банковской операции», – сказано в тексте законопроекта. Причем это необходимо сделать именно в письменной форме. В первоначальной версии документа достаточно было устно предупредить клиента.

По мнению авторов документа, новые требования особенно актуальны при купле-продаже иностранной валюты. Дело в том, что на информационных табло указывается курс, который порой актуален лишь для операций на определенную сумму – например, свыше 1000 долларов и евро. В итоге клиент уже постфактум понимает, что купил валюту совсем не по тому курсу, на который рассчитывал.

Вся эта процедура письменного уведомления нацелена на то, чтобы граждане могли воочию увидеть, сколько они в итоге потратят. Уровень финансовой грамотности в России хоть и растет, но все же остается на низком уровне.

По словам юристов, необходимость такого нововведения назрела давно. Совсем недавно подобные споры были обычной практикой правозащитников. «У нас было около 1,5 тысячи таких дел. Большая часть из них признавалась в судах недействительными, и деньги возвращались заемщикам. На сегодняшний день ситуация стабилизировалась. Самые распространенные нарушения сегодня – включение страховок в кредит и дополнительная плата за открытие ссудного счета для заемщика. Причем, как выяснялось в судах, большая часть этой суммы идет банку», – рассказал директор юридической компании «Бизнес консалтинг» Алексей Мотылев.

Банки уверяют, что нужная информация есть на информационных стендах, а их сотрудники всегда сообщают клиенту размер будущих комиссий. Но ситуации, когда клиент оказывается несогласен с итоговой суммой уже после совершения операции – не редкость. Поэтому некоторые банкиры новую норму все-таки поддерживают. Другие утверждают, что такое письменное согласие актуально лишь для разовых клиентов «с улицы». А для постоянных клиентов такое требование неуместно и лишь увеличит бюрократию.

Конечно, такое новшество поможет сделать банковские документы более «прозрачными», но проблема часто в невнимательности самих клиентов, которые подписывают документы буквально не глядя. «Недовольство потребителей не всегда обоснованно, – отметил председатель Общества защиты прав потребителей Пермского края Дмитрий Толмачев. – Порой банк вправе устанавливать платежи и комиссии, которые клиент считает незаконными. И дело не просто в невнимательном чтении договора. Увы, некоторые вообще не изучают документы перед подписанием. Конечно, банковские договоры часто написаны специфическим языком на нескольких страницах, поэтому изучать их долго и муторно. Но лучше пересилить себя, чтобы знать права и обязанности».

 

59.ru

 

Регистрация