Александр Аузан: Это лучший закон в России

14 марта 2012

20 лет назад в России был принят закон «О защите прав потребителей». Сегодня о его существовании знает каждый, а число случаев, когда недобросовестного продавца привлекают к ответственности, растет с каждым днем. О том, как принимали закон в 90-е, что изменилось за эти годы и какими правами потребители злоупотребляют, «Труду» рассказал один из инициаторов и авторов закона, ныне президент Института национального проекта Александр Аузан.

— Как повлиял закон «О защите прав потребителей» на российский рынок за 20 лет своего существования?

— Очень сильно повлиял, особенно в 90-хгодах. Такие глобальные компании, как, например, Sony, столкнулись с тем, что им пришлось менять позицию специально под нашу страну. Российское законодательство оказалось гораздо жестче европейского. Жесткий закон, по существу, выправлял ту диктатуру торговца, которая существовала в 90-егоды. Конечно, в нулевые годы влияние его снизилось, но все-такионопо-прежнемусуществует.

— Как вы считаете, ощущение защиты у потребителя в итоге не привело к тому, что он сам стал злоупотреблять своими правами?

— Привело. Но не стоит забывать, что злоупотребляют только работающими законами.

А передачи, стимулирующие эту тенденцию, появились еще в 90-е. Тогда были программы Познера, был «Впрок», Третий канал московский делал подобные циклыи т. д.Но вот нынешние программы лично у меня вызывают сомнения. В них все рисуется только черной краской, а в жизни так не бывает. Некоторые телевизионные циклы, на мой взгляд, просто опасны.

— Приходилось ли вам самому с помощью этого закона защищать свои права?

— Конечно, со многими случаями мы все сталкиваемся на практике сами. И многие инициативы исходят от наших сотрудников. Так, громкий судебный разгром по поводу эвакуаторщиков начался с того, что машину Олега Комаровского — моего коллеги — эвакуировали с законного места парковки. Машина «погибла», к сожалению, на частной стоянке — восстановлению не подлежала. Но этот случай привел к тому, что права и обязанности эвакуаторщиковвсе-такибыли урегулированы.

— Каким должно быть потребительское образование в России, для того чтобы отношения продавцов и покупателей складывались мирно?

— Уже издавались учебники по потребительским знаниям, ряд регионов вводили их в стандартный набор школьных предметов, всего более тысячи школ в 2000–2002 годах. Были даже летние лагеря, олимпиады, конкурсы с потребительской тематикой. Думаю, правильно учить основам с младых ногтей — это обеспечивает хорошее погружение в экономику права и в политическую систему в целом. И школьные предметы для этого подходят как нельзя лучше.

— Если бы сейчас можно было вернуться назад и изменить закон на стадии принятия, вы бы это сделали?

— Он был хорош, но некоторые вещи нужно было редактировать в течение этих 20 лет быстрее. Например, в 1992 году темп инфляции составлял около 1000% годовых, и 3% в день за исполнение просрочки по займу выглядели справедливо. А при20-процентнойинфляции — уже нет.

Если же говорить про 1992 год, про время разработки и принятия — нет, я бы не стал ничего исправлять. Как ни крути, это до сих пор самый работающий закон в России.

 

Источник: Труд

Регистрация